В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 39.6 Земельного Кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.
В силу положений п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом,
исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.Наш Клиент – Юридическое лицо, которому принадлежат на праве собственности 10 объектов недвижимости, расположенные на земельном участке в ЗАО г. Москвы.
В период с конца 2022 года по 2-й квартал 2024 года наш Клиент 5 раз обращался в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под его объектами и всегда получал отказ в предоставлении земельного участка в аренду по различным основаниям, не зависящим от Клиента.
Основная сложность ситуации заключалась в том, что несколько зданий пересекают границу земельного участка - данные обстоятельства стали следствием изъятия части территории, используемой нашим Клиентом, при строительстве дублёра Кутузовского проспекта, а также утверждения городом проектов планировки и межевания территории, обеспечивающих интересы города и организации-застройщика при строительстве дублера в ущерб интересам нашего Клиента.
Кроме того, для установления вида разрешённого использования смежному земельному участку нашему Клиенту было предложено внести изменения в Правила землепользования и застройки г. Москвы
(при этом Москомархитектура отвергла несколько соответствующих предложений без объяснения причин под формулировкой «несоответствие предложений градостроительному развитию территории либо нормативным требованиям к взаимному расположению проектируемых и существующих объектов», позднее предложив Клиенту согласовать установление предлагаемых ВРИ ещё и с Департаментом инвестиционной и промышленной политики города Москвы).Департамент городского имущества г. Москвы в обоснование отказа предлагал нереализуемые на практике способы образования новых земельных участков с помощью утверждения схемы расположения, нарушающие положения п. 2 ст. 11.3 ЗК и п. 16 ст. 11.10 ЗК (образование земельного участка на основании схемы расположения на кадастровой карте (плане) территории запрещено при наличии проекта межевания территории).
Поскольку все попытки устранить замечания ДГИ не приводили ни к чему, кроме новых замечаний, Клиентом было принято решение обжаловать отказ в предоставлении участка в аренду в судебном порядке.
В целях защиты прав Клиента нами была разработана правовая позиция, подготовлены и поданы в суд необходимые процессуальные документы.
Юристы нашей фирмы в судебном процессе смогли обосновать, что основания для отказа в предоставлении земельного участка, приведённые Департаментом городского имущества города Москвы, противоречат нормам федерального законодательства, устанавливающим исключительное право собственника здания на предоставление земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы заявленные требования нашего Клиента удовлетворены:
- Решение Департамента городского имущества города Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке» признано недействительным
- На Департамент городского имущества города Москвы возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав нашего Клиента